Олег Иванов Официальный сайт

            Это было похоже на настоящую сенсацию. Радиостанция «Юность» и ЦК ВЛКСМ проводили III Всесоюзный конкурс комсомольско-молодёжной песни. Как и полагается, они были представлены под девизом. И вот авторитетное жюри во главе с Александрой Николаевной Пахмутовой решает: победила песня «Товарищ». После вскрытия конверта с именем автора оказалось, что не только самодеятельных, но и опытных, известных авторов опередил студент-пятикурсник медицинского института из Барнаула Олег Иванов. За несколько дней песня облетела буквально всю страну.
            Причины успеха «Товарища» так прокомментировал известный музыковед Аркадий Петров:
            «...Олег пишет песню «Товарищ» на стихи Александра Прокофьева, которая стала подлинным событием для своего времени. Интонации советской комсомольско-гражданской песни (от «Гренады» и «Прощанья» до «Песни о тревожной молодости») оказались сплавленными с энергичной битовой «моторикой».
            Позже появилось немало песен подобного рода, но «Товарищ» был первым. Почему на текст стихотворения Прокофьева, написанного за сорок лет до этого, не появилось песен прежде? Почему композиторы прошли мимо него?
            Вероятно, случилось это оттого, что только к 60-м годам советская песня становится более личностной, герой её высказывается не только от всех, но и от себя. Сорок лет назад Прокофьев опередил время, написав:

                    Я песней, как ветром,
                    Наполню страну...


            В 1970 году его стихотворение, созвучное 20-м годам, вновь зазвучало современно. Вечные темы дружбы и товарищества раскрывались свежо и весело, хотя и непривычно, «непесенно»:

                    Луна словно репа,
                    А звёзды — фасоль.
                    Спасибо, мамаша,
                    За хлеб и за соль!

            Глубоко верное наблюдение. Мальчишки и девчонки, юноши и девушки 70-х с воодушевлением повторяли как заклинание ставшие крылатыми слова:

                    Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам,
                    Мы хлеба горбушку — и ту пополам!
                    Коль ветер лавиной и песня лавиной
                    Тебе половина, и мне половина!


            Широкая и поныне популярность «Товарища» доказывает, что жюри не ошиблось в выборе. Но насколько закономерен был успех? Может быть, студент-медик чисто случайно «набрёл» на удачную мелодию?
            Чтобы получить ответы на этот и на многие другие вопросы, необходимо было встретиться с композитором. В его квартире доминирует, конечно, музыка. Фортепиано, акустические колонки музыкального центра, ноты, пластинки, журналы, литература по музыке...
    Олег Борисович сибиряк не первого уже поколения. В его облике есть чтото устойчивое, сибирское, и в то же время заметна гибкость движений, склонность к порыву, способность увлекаться. Он умеет развить и аргументировать свою мысль, а в рассуждениях всегда чувствуется любовь к музыке, к песне, ставшей главным делом всей жизни.
             - Олег, некоторые утверждают, что случайно может не повезти, везёт же, как правило, не случайно. Очевидно, и до «Товарища» делалось что-то. Вообще, как вы пришли к музыке, к песне?
             - Когда меня об этом спрашива- ют, вспоминаю... большую квартиру в заполярном Норильске. Там я жил до школы...
            ...Олег выучился говорить и петь одновременно. А всё бабушка. Украинка, лучшая певунья у себя в деревне, она знала великое множество песен и в бесконечных хлопотах по дому постоянно их напевала. Бабушка-то первая и заметила, что внучек всем машинкам, кубикам и зверушкам предпочитает звучащие игрушки — свистки, гудки и прочее. Заметила, как малыш буквально впитывает мелодии, а потом пытается их повторить. Начала помогать, подсказывать. Скоро запели вместе, на два голоса стало получаться. И вот уж соседи не выдержали:
             - Что вы там всё для себя поете? Давайте соберемся, мы тоже послушаем...
            Они, конечно, не подозревали, что присутствуют на первых концертах будущего композитора.
             - Значит, бабушка направила, и пошел внучек по песенной дорожке?
             - Не совсем так. Когда в семь лет я вернулся в Барнаул и пошёл учиться, меня отдали и в детскую музыкальную школу — сомнений тут не было. Однако, откровенно говоря, больше гамм и этюдов меня занимали тогда обычные мальчишеские дела — купание и рыбалка на Оби, игра в футбол или хоккей, лыжи. Но мама была начеку, и гаммы и этюды звучали сколько требуется.

            И всё-таки музыка не могла не войти в его жизнь: теперь уже сказала своё слово средняя школа. Дело в том, что директор школы № 27, где учился Олег, была горячим приверженцем художественной самодеятельности, считала, что это многое даёт для эстетического воспитания детей, 27-я славилась в городе своим отличным хором, эстрадным ансамблем. В те времена там даже поставили два акта «Евгения Онегина». Конечно, ребята и девчонки сами шили костюмы, мастерили декорации.
            Разумеется, Олег не мог да и не хотел оставаться незамеченным. Играл в эстрадном ансамбле на фортепиано, аккордеоне, солировал в хоре, вместе с закадычным другом пробовали писать: один — стихи, другой — музыку. Так и родились первые песни Олега Иванова.
            И всё же он ещё не чувствовал, что песня — его призвание. Окончив школу, Олег поступает в Алтайский медицинский институт.
             - Итак, музыка в сторону, и да здравствует медицина?
             И снова не совсем так, - улыбается Олег.— Медицина действительно здравствовала: учился с увлечением, занимался в студенческом научном обществе, стал ленинским стипендиатом. Но мелодии рождались будто сами по себе, я их записывал, иногда по две-три в день. Может, они становились лучше, ведь их начали распевать в студенческой среде. Первыми исполнителями были друзья из эстрадного ансамбля и агитбригады, которыми я руководил в институте.
             - А не хотелось ли показать их профессиональным музыкантам, посоветоваться с ними?
             - Ещё как хотелось! И показывал...

             Года с 1967-го многие приезжавшие в Барнаул эстрадные знаменитости встречали за кулисами концертного зала застенчивого паренька с нотнои папкой в руках. Он представлялся, протягивал ноты: вот, посмотрите мои песни, может, захочется что-нибудь исполнить. Знаменитости смотрели, порой тут же напевали, кое-что брали, коечто даже обещали спеть, но дальше обещаний дело не шло. Может, песни их не удовлетворяли, а может, просто забывали в текучке о скромном пареньке...
             Но Олег не особенно унывал, да и некогда было — учёба, музыка, общественные дела. К окончанию института он сочинил уже около 150 песен. В поисках текстов стал всюду выискивать интересные стихи. Так на вершине своеобразной «пирамиды», в основании которой, помимо природного таланта, лежали годы труда и творчества, сотни сочиненных мелодий и горы прочитанных и пережитых стихов, и появился пик успеха — песня «Товарищ».
             - Олег, расскажите историю создания этой песни.
             - Собственно, истории как таковой и не было. Как-то однокурсник подарил мне книжку стихов Александра Прокофьева. Стал читать вечером дома и увидел «Товарища». Прочел залпом, сразу же наметил, где припев и запев. Песня практически родилась сразу от начала до конца...

            Пожалуй, и к встрече именно с этим стихотворением он был готов. В памяти жили рассказы деда Прокопия Андреевича, сражавшегося в Сибири в годы гражданской. Его отца, прадеда Олега, насмерть запороли в колчаковской тюрьме, мстя за сына, красного партизана.
            Эти детские впечатления помогли и в работе над другими песнями на тему гражданской войны. Не просто знания, начитанность, но и личное страстное отношение, чувство сопричастности к делам отцов и дедов, неразрывной связи с ними и преемственности ощущаются в песнях Олега Иванова на темы комсомольской юности:

                     А зори встают, будто праздники,
                    Светлее на сердце от них.
                    Великие деды и прадеды
                    Глядят на потомков своих.
                                     («Ты земля моя», стихи Роберта Рождественского

             - В том же памятном 1970-м стали популярными и другие ваши песни — «Горлица» на стихи Семена Кирсанова, «На чем стоит любовь» и «Тебе все равно» на стихи Онегина Гаджикасимова. Значит, ваши мелодии зазвучали для массового слушателя?
             - С середины 60-х годов в советской песне обозначились определённые сдвиги. На сцену выходят вокальноинструментальные ансамбли, главным инструментом становится электрогитара. Появляются новые ритмы — то, что впоследствии стало называться стилем «бит».
    Я в студенческие годы «впитывал» творчество советских композиторовпесенников — Исаака Дунаевского, Василия Соловьёва-Седого, Микаэла Таривердиева, Александры Пахмутовой, Аркадия Островского. Но слушал и воспринимал и зарубежную музыку, среди исполнителей которой наибольшее впечатление на меня производил ансамбль «Битлз». Вот под этим перекрестным влиянием я и стал работать над большим циклом песен на стихи Алексея Кольцова и Роберта Бернса.
            Если раньше я писал в рамках уже сложившихся традиций, то «Битлз» открыли глаза на возможность использования ладо-интонационного богатства народной песни в современном прочтении — через новые ритмы, новые тембровые возможности электрогитары, электрооргана, ансамблевого пения высоких мужских голосов.
             - Однако, чтобы сочинять по-новому, могло уже не хватить навыков самодеятельного композитора?
             - Верно. Успех заставил меня серьёзно посмотреть на свою судьбу, на себя в музыке. До сих пор писал ведь, в сущности, для себя, как получится. Не знал законов гармонии, не мог «перевести» мелодию с фортепиано на язык оркестра... Чтобы идти дальше, надо было учиться.
            Как раз в ту пору в Барнаул приехал известный новосибирский композитор Георгий Николаевич Иванов. Прослушав меня, пригласил учиться в свой класс в Новосибирской консерватории. Я согласился. И сразу же после госэкзаменов в мединституте взялся за учебники по музыке. Занимался по 12—14 часов в день, и все равно подготовка была слабоватой. Но Георгий Николаевич ходил на каждый экзамен, и порой мои отметки сопровождались таким примечанием комиссии: «Специального музыкального образования не имеет, но обнаруживает большие природные способности».
            Приняли на вечернее отделение — ведь надо было отработать положенный срок после мединститута. Распределился в Новосибирск, врачом «Скорой помощи». Суточное дежурство, потом консерватория — так всё и чередовалось.
            Жил, испытывая борьбу двух начал — медика и музыканта, единых, впрочем, в том, что они обращены к внутреннему миру человека. Хотя и в разных аспектах. Через три года окончательно расстался с медициной: выбор был сделан.
             Но была и другая, более существенная для меня трудность: пришёл в консерваторию как убежденный песенник, а надо было учиться пониманию академической музыки. В консерваториях практически не учат писать эстрадные пьесы и песни. В моём случае это могло привести к серьезным последствиям. Не привело благодаря учителю. Георгий Николаевич привил любовь к академической музыке, раскрыл её глубины и неисчерпаемые возможности, мудрость, которую она таит в себе. И в то же время всячески поощрял работу над песней, хотя теперь я сочинял одну в два-три месяца. Стали популярными «Комсомольское слово» (стихи Владимира Харитонова), «Наша юность» (стихи Якова Шведова), «Талая вода», «Будут гореть закаты» на стихи Льва Ошанина.
            Окончил консерваторию в 1976 году. Дипломными сочинениями были одноактная комическая опера по водевилю А. П. Чехова «Юбилей» и Маленькая симфония для струнного оркестра и ударных инструментов. Тогда же стал лауреатом премии Новосибирского комсомола. Однако год тот памятен прежде всего тем, что меня приняли в ряды Коммунистической партии Советского Союза.
             - Олег, премия Новосибирского комсомола, а позднее, в 1982 году, премия Ленинского комсомола— это признание не только ваших творческих достижений, но и активной общественной деятельности, оценка комсомольской работы.
             - Как член Новосибирского горкома ВЛКСМ, я принимал участие в эстетическом воспитании молодёжи. Частыми были концерты, выступления на заводах, в школах, техникумах и институтах. В 1976 году возглавил совет творческой молодёжи Новосибирского обкома ВЛКСМ, а затем меня избрали членом бюро обкома комсомола. Горжусь, что новосибирские комсомольцы посылали меня своим делегатом на съезд ВЛКСМ. Хотя и был уже старше всех в своей делегации, но с комсомольским билетом.
             - Какие же задачи ставит перед собой совет творческой молодежи?
             - Главное — способствовать творческому росту молодых талантов и их коммунистическому воспитанию, добиваться, чтобы каждый прошёл школу комсомольской жизни и работы. Сложились свои традиционные формы деятельности совета: семинары творческой молодежи, концерты и выступления, посвященные различным датам, сбор от которых идет в Советский фонд мира. (Олег Иванов передал в этот фонд денежную часть обеих своих комсомольских премий.— В. Л.) Наконец, это шефство над детскими домами города и области.
             - Вы были участником Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Берлине и Гаване, фестивалей дружбы молодёжи нашей страны и Венгрии, Румынии, Греции. Какие впечатления о них остались?
             - Как и для каждого молодого человека, участие в подобных форумах — незабываемое событие, обилие новых знаний и впечатлений. Я бы даже сказал, это источник понимания молодёжи всего мира, ощущение пульса её жизни, её социальных, политических интересов. Окрыляет ощущение единства, общих целей в борьбе за мир, счастье, светлое будущее.
            Радует, конечно, что в Берлине на фестивале политической песни исполнялись два моих произведения — «Товарищ» и «Обелиски» на стихи Владимира Цыбина, что стал лауреатом Гаванского фестиваля. Но не менее радостно и то, что в этих поездках завязалась большая творческая и человеческая дружба с артистами Ренатом Ибрагимовым и Владимиром Винокуром, поэтом Львом Ошаниным, белорусским композитором Игорем Лученком, с ВИА «Пламя»... Во время таких встреч заряжаешься творческой энергией, думаешь, что надо ещё попробовать, намечаешь новые пути...
             У этих фестивалей, зарубежных поездок есть и другая задача — знакомить с жизнью и достижениями советского народа, советской молодёжи. Не забыть мне пребывание в Греции: с каким интересом, удивлением слушали там человека из Сибири! Как поражались моему рассказу о Новосибирске, о том, какая у нас промышленность, наука, какие театры и Дворцы культуры, как строится метро. Дивились, что я, внук крестьян и сын служащих, получил два высших образования, что моя сестра окончила педагогический институт и теперь учится на художника... Для нас все это буднично, но, может, чтобы лучше понять, какими бесценными возможностями мы располагаем, надо иногда увидеть все как бы со стороны?.. Немало ездите Вы и по Советскому Союзу...
           И всегда охотно. Бывал у тюменских нефтяников и строителей ЛЭП, на Урале и Дальнем Востоке. Выступал на Крайнем Севере перед воинами пограничниками, над которыми шефствуют новосибирские комсомольцы, и перед земляками, построившими бамовскую станцию Постышево. В этих поездках и встречах ощущаешь наяву масштабы нашей страны, разнообразие природы, грандиозность преобразований. Нередко приходится выступать в только ещё строящихся клубах, без инструмента. Но не об этом думаешь, а об увиденном, об интересных людях и судьбах. Их внимание, их отзывы важный стимул творчества.
             - И эти впечатления находят выражение в песнях?
    Безусловно. БАМ, например, дорог мне тем, что там родилось несколько новых песен. Прямо в поездке мы стали работать с Львом Ивановичем Ошаниным над песней «Поезд юности». И я не мог не выразить в мелодии ритм поезда, ритм перемен, заложенный в стихах:

                    Мы пройдём по чащам, по таёжным рекам,
                    Мы откроем новый Самотлор.
                    Ведь не зря, наверно, эстафету века
                    Нам с тобой доверил комсомол.

                    А юность — это смелость,
                    А смелость— это почерк.
                    И мы найдем страницы
                    Для наших строчек.
                    Мы найдем дорогу,
                    Куда зовут рассветы
                    И где на поезд счастья
                    Берут билеты.

             В поездке родилась и «Глухариная заря» на стихи Анатолия Поперечного.
             - Одним из самых известных ваших произведений стала ещё одна песня на стихи этого поэта — «Олеся».
             - На меня ещё в детстве большое впечатление произвел фильм «Колдунья» с Мариной Влади. Потом читал повесть А. И. Куприна «Олеся». Для меня это один из самых дорогих, поэтичнейших образов. И вот в 1978 году знакомимся с Анатолием Григорьевичем Поперечным. Он и стал автором стихотворения «Девушка из Полесья» («Олеся»), предложил положить его на музыку.
             - Но ведь уже есть песня под таким названием у Игоря Лученка,— сомневался я.
             — То другая Олеся,—возразил Анатолий Григорьевич.— А у нас купринская.
            И мне захотелось написать музыку. Впервые показал песню делегатам творческой группы, отправлявшейся на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Гавану. Запел, и в зале установилась тишина. Закончил снова тишина. Успел подумать: «Вот и провалился...» И вдруг взрыв аплодисментов. А когда плыли на теплоходе «Шота Руставели» через Атлантику, ребята и девушки уже напевали:

                    Живет в Белорусском Полесье
                    Кудесница леса Олеся.
                    Считает года по кукушке.
                    Встречает меня на опушке.
                    Олеся, Олеся, Олеся
                    — Так птицы кричат в поднебесье,
                    Олеся, Олеся, Олеся.
                    Останься со мною, Олеся,
                    Как сказка, как чудо, как песня.

             - Олег, на встречах вам, наверное, часто задают вопрос: что важнее в песне — стихи или музыка? Как вы на него отвечаете?
             - От того, что его часто задают, отвечать не легче. Но давайте порассуждаем. Если вспомнить лучшие русские и советские песни, то в повседневной жизни мы их сначала обозначаем по стихам, а потом уж поём. Фразы из любимых песен становятся поговорками, широко распространяются. Самый прекрасный музыкальный материал при слабых стихах обрекает песню на скорое забвение. Только слияние талантливых стихов и талантливой музыки позволяет песне стать выразительницей своего времени, свидетельством эпохи, по которому потомки будут определять наш душевный настрой.
             - Сегодня не только композиторы и поэты, но и исполнители самое серьезное внимание уделяют текстам.
            Идёт поиск новых образов, новых тем.
             - А с какими поэтами вам больше всего нравится работать?
             - Поэтов люблю многих. Часто работал с Л.Ошаниным, В.Харитоновым, Р.Рождественским, А.Поперечным, И.Шафераном. Мне кажется, композитору надо обращаться к разным поэтам. Впрочем, у меня это получается как-то периодами. Так, с 1973 года работал преимущественно с Л.И.Ошаниным. Затем с А.Поперечным, В.Харитоновым и вновь с Ошаниным. Лев Иванович поражает своим оптимизмом, жизненной силой, умением зажечь, увлечь замыслом. Мы подготовили совместно большую работу — двенадцать зонгов к пьесе Льва Ивановича «Ташкентская легенда», посвященной 2000-летию этого города. Они связаны между собой единством музыкального и поэтического материала, решены в острых современных танцевальных ритмах и, думаю, могут иметь и самостоятельное значение.

            А вот как, в свою очередь, отзывается о композиторе Л. И. Ошанин: «Мне нравится работать с Олегом Ивановым, нравится его требовательность к себе и к слову, умение возвращаться к уже написанному, проверять снова и снова образ песни в целом и каждую музыкальную фразу. Нравится его неторопливость к выпуску песни в эфир или в печать. Все это можно назвать чувством ответственности. В то же время он умеет загораться, увлекаться, работать не переводя дыхания».
    Как видим, налицо взаимные симпатии, взаимное уважение, и это, несомненно, способствует общим творческим успехам. Кроме названных выше, заслуженную известность получило немало и других произведений О.Иванова и Л.Ошанина: «Талая вода», «Будут гореть закаты», «Янтарная песня». Вспомним хотя бы «Талую воду», столь характерную для стиля обоих лирической глубиной, жизнеутверждающей силой, гражданственностью:

                    Будут весны звенеть. Только мне
                    Возвращаться все к той же весне.
                    И в удаче спешить, и в беде
                    К милой Родине, к талой воде.
                    Талая вода,
                    Шалая вода,
                    Все с тобою связано — радость и беда.
                    Шалая вода,
                    Талая вода,
                    Словно птица белая, в сердце навсегда.

             - Итак, найдены отличные стихи, сочинена хорошая мелодия, и песне гарантирован успех?
             - Скорее это компоненты успеха, но отнюдь не гарантия его. То, что рождено на бумаге, в рукописи — пока полдела. Очень важен ещё один фактор - кто будет исполнять произведение. Даже хорошую песню можно раз и навсегда загубить неудачным исполнением, ибо после этого как-то руки опускаются, возвращаешься к ней редко. Были у меня такие случаи... И наоборот: удачное, талантливое исполнение подчёркивает, подтягивает, делает выше музыкально-поэтический материал песни. Мне доводилось работать с очень требовательными исполнителями, которые вторгались в авторский материал, просили доработать отдельные моменты и в музыке и в стихах. И это давало хорошие результаты.
            Иногда мне задают вопрос: «Кто из исполнителей ваших песен вам нравится больше?» Наверное, тот, кто делает песню популярной... Как каждое стихотворение ждет своего композитора, так и каждая песня ждет своего исполнителя — это закон. Одна и та же песня в разном исполнении может звучать и лучше и хуже. Поэтому наиболее часто удача приходит, когда пишешь для конкретного исполнителя. Ведь знаешь его образ — зрительный, человеческий, голосовые данные, и все это учитываешь в работе. И исполнителю работать легче и приятнее, когда песня создана для него.
            Но и тут бывают разные варианты. Ту же «Олесю» я писал в расчёте на «Песняров», так как хорошо представлял их ансамблевую культуру пения, диапазон солистов, музыкально-поэтический образ песен в их исполнении. Но сомневался, возьмут ли: ведь у «Песняров» уже была своя «Олеся». Мои сомнения рассеяла музыкальный редактор Центрального телевидения О.Б.Молчанова: «Песняры» её петь не будут, - сказала Ольга Борисовна. — Но вот есть хороший ансамбль «Сябры», они могут спеть её прекрасно. Им как раз не хватает популярности, так как нет «своей песни».
            И я доверился опыту и интуиции Ольги Борисовны, отослал клавир и нотную запись Валентину Бадьярову, тогдашнему руководителю «Сябров». Когда через месяц приехал в Москву для записи в телепередаче «С песней по жизни», с первых же звуков понял: песня получилась. В.Бадьяров довольно смело, но органично распорядился с музыкальным материалом, очень удачно аранжировал. «Сябры» по-белорусски «друзья». Мы действительно стали с этим ансамблем друзьями, записали вместе много работ.
             - Олег, вы сказали, что В.Бадьяров органично аранжировал вашу песню. Существует ли проблема аранжировки песен?
             - Думаю, да, хотя о ней не принято много говорить. Вроде бы считается не совсем приличным, что ли, когда композитор доверяет свой материал музыкантам-аранжировщикам. Важно, чтобы аранжировка сохраняла главную музыкально-поэтическую идею произведения, а не просто отразила популярные и модные приёмы, ибо они могут и не накладываться на конкретный материал...
             - Раз уж вы упомянули о моде, давайте поговорим об этой проблеме чуть подробнее. Должен ли композитор «идти в ногу» с музыкальной модой и в чём она выражается? Влияет ли на популярность мелодий применение современной техники: новых инструментов, звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратуры, цветомузыки?
             - Сначала о втором вопросе. Конечно, любой вид искусства пользуется достижениями техники. Даже состав симфонического оркестра не всегда был таким, как теперь, в него постепенно вводились новые инструменты. А в эстрадной музыке за последние лет двадцать появляются и завоевывают призвание электрогитара, электроорган, электронные клавишные инструменты — синтезатор, стринкс, клавинет. Они не только имитируют все ныне существующие инструментальные тембры, но и синтезируют звуки, которые традиционными инструментами не воспроизвести. Эти звуки в определенной степени характеризуют сегодняшний день и день завтрашний — век научно-технической революции, космоса, электроники.
            А теперь о музыкальной моде. Нередко приходится слышать вопрос: как вы относитесь к современной западной поп-музыке? Как профессионал, я не могу находиться в вакууме, не зная музыкальной жизни нашей страны и за рубежом. Но отношусь к современной западноЙ поп-музыке критически: принимаю лишь то, что созвучно нашей культуре. Слепо подражать самым модным ансамблям и течениям — значит всегда быть в позиции догоняющего, потому что лучше первоисточника всё равно не сделаешь. Наш же первоисточник — это традиции народных песен, и он, кстати, пользуется большим успехом у зарубежных слушателей. Несмотр на современный сложный характер выражения музыкальной мысли, её корни остаются и должны оставаться в традициях национального, народного искусства. Молодёжь, как никто, подвержена влиянию моды. И вот нередко наблюдаешь, как выходят на сцену наши юноши и девушки и воспроизводят «один к одному» манеру «Би Джиз», «Генезиса» или другого модного ансамбля. Вообще-то в подражательстве нет ничего страшного, такой этап неизбежен в развитии любого творца. Но от этого надо идти к осмыслению, а затем к собственному слову. Многие же ВИА — самодеятельные, а порой и профессиональные — часто останавливаются на первом этапе, дальше не растут. Вот этого надо опасаться.
            Последние 15—20 лет мы являемся свидетелями бурного развития популярной эстрадной музыки, которая играет большую роль в духовной жизни, эстетическом и идеологическом воспитании молодёжи. Сменяют друг друга модные направления — бит, диско, рок. С середины 70-х годов практически у всех популярных композиторов-песенников элемент танцевальности играет большую роль. Но ведь и вообще танец — это один из древнейших видов искусства, и его влияние на музыкальную моду периодически усиливается. Фирма «Мелодия» выпустила мою танцевальную пластинку в серии «Диско-клуб». Это инструментальновокальные композиции на стихи Владимира Харитонова, Роберта Рождественского, Владимира Некляева. В определённой степени работа была экспериментальной, я сделал попытку освоить жанры джаза, диско, рок-музыки, расширить рамки традиционной куплет-припевной формы песен. Потом этот опыт пригодился в работе над зонгами.
             - А что вы думаете о молодежных дискотеках?
             - Новосибирцы были одними из пионеров дискотечного движения в нашей стране. Сейчас их у нас огромное количество. В совете творческой молодежи мы изучали, какая музыка в них звучит, какая больше нравится молодёжи. Если вначале звучала в основном зарубежная, то сейчас предпочтение отдается советской, причем популяризируется в первую очередь музыка молодых авторов. Это крен в лучшую сторону — советские композиторы и исполнители в последнее время многое сделали для развития жанра танцевальной музыки.
    Хотелось бы обратить внимание на встречающийся еще низкий уровень ведущих дискотек. Не так уж редко за это дело берутся люди малообразованные, случайные, с сомнительными вкусами. Между тем ведущий — это не техник, а пропагандист хорошей музыки, в первую очередь советской.
             - Олег, что вы можете сказать о своих коллегах? Кто из современных наших композиторов больше всего вам нравится?
             - Меня восхищает творчество Александры Николаевны Пахмутовой. В нём глубина мысли, неповторимость мелодии, сплав лирики и гражданственности. Её песни всегда находят слушателя, а слушатель этот — весь народ. Очень нравятся Давид Тухманов, Игорь Лученок, интересно работает Юрий Антонов.
             - Творчество названных вами композиторов, как и ваше, особенно нравится молодёжи. Чем характерна советская молодёжная песня?
             - Молодёжную песню, с моей точки зрения, отличает острота ритмов, большая роль ударных, электронных инструментов. В определённой степени именно молодёжная песня тонко чувствует развитие популярной музыки и первой обращается к тому, что затем оказывается на гребне новейших достижений.
            С конца 60-х и все 70-е годы молодежную песню исполняли, как правило, ансамбли. Можно назвать немало самобытных коллективов. Это «Песняры», «Кобза», «Ариэль», «Орэра», «Оризонт», «Самоцветы», «Весёлые ребята», «Поющие гитары», «Эолика», «Верасы», «Сябры», «Ялла» и другие. Заметное влияние на молодёжь оказывдет творчество известных артистов эстрады — Аллы Пугачевой, Льва Лещенко, Яака Иоалы, Софии Ротару, Ольги Пирагс, Ксении Георгиади, Юрия Антонова, Тамары Гвердцители, Леонида Серебренникова...
            Можно назвать несколько направлений молодёжной песни по содержанию и тематике: комсомольская песня, гражданская, политическая (песни протеста), лирическая. Может, ещё лирико-гражданская? Между ними нет резких граней — гражданская тема часто подается через лирику, настоящая лирическая песня всегда гражданственна.
            Меня привлекают все эти направления, всё, что интересует моего современника. Пожалуй, на сегодня лучше всего нашёл себя в комсомольских и лирико-гражданских песнях, хотя и пишу много лирики и буду и в дальнейшем стремиться найти своего лирического героя. В одном глубоко уверен: какую бы молодежную песню ни писал — о Родине, комсомоле, Великой Отечественной войне, БАМе, целине — идею всегда надо воплощать самым современным музыкальным языком, иначе тебя не услышат, не запоют. Ещё более важно не стоять в стороне от жизни, от современных проблем, быть честным и искренним до конца. Гражданственность в широком смысле это понимание своего времени...
            Олег Иванов находится в расцвете творческой жизни. И хочется пожелать ему неустанного труда и поиска, новых творческих удач и озарений. Новых прекрасных песен ждет от него молодежь, комсомол.


                                                     НОВОСИБИРСК, 1984 г.